Главная XIX век. Строительство каменных храмов
XIX век. Строительство каменных храмов

XIX век. Строительство каменных храмов

«Блажен муж, ему же есть имя Господне, упование его» (Пс.


  • В 1812 г., во время войны с Наполеоном, село Косино подверглось общей участи разграбления. Как следует из церковных документов, в храме в течение трех месяцев не совершалось ни церковных служб, ни треб. Храм и церковная казна были разграблены. После войны 1812 г., когда все силы русского народа были направлены на восстановление своего разоренного хозяйства, приток богомольцев в Косино на время прекратился.
  • Приход в это время состоял из восьми крестьянских дворов с двадцатью душами.  Крестьяне, разоренные войной, влачили жалкое существование сбором милостыни. Многие из них были вообще лишены жилищ и домашнего хозяйства и не могли содержать церковь и причт. В 1813 г. было решено «Церковь, яко малоприходную приписать к другому приходу, а священнику с причтом приискивать другое место». В 1814 г. дело об упразднении храма было уже рассмотрено епархиальным начальством и близилось к окончательному решению. Но милостью Божией этого не произошло. «Пресвятая Богородица, избравшая сие место и даровавшая оному в благословение Свою чудотворную икону, как видимый знак Своего покрова, не допустила сие место до совершенного оскудения и Святой храм для упразднения», – пишет об этих днях о. Иоанн Цветков, служивший в Косинском приходе с 1861 г. по 1895 г.
  • В 1814 г. разоренное французами село со всеми угодьями и 29-ю душами было куплено московской первой гильдии купцом, коммерции советником и почетным гражданином Димитрием Александровичем Лухмановым. 4С помощью Лухманова благосостояние косинцев стало быстро улучшаться. Прежде всего, новый владелец прекратил дело о закрытии прихода, обеспечил церковь и причт денежным вкладом, на собственные средства построил для всего причта дома, оказал необходимую помощь беднейшим крестьянам в восстановлении их жилищ и домашнего хозяйства. Он на собственные средства посылал их в степные губернии для покупки хлеба и овса, в которых крайне нуждалось в то время население разоренных французами мест. Вся, полученная от этого прибыль, поступала полностью в пользу крестьян.
  • После 1815 г. возобновилось всероссийское паломничество православного люда к косинским Святыням. В летнее время это давало косинцам немалый доход, тем более, что некоторые, более зажиточные крестьяне, построили за это время большие добротные дома с комнатами, которые сдавали приезжим богомольцам.
  • Известно описание паломничества на Святое озеро, которое передает неповторимую атмосферу богомолья в Косино: «Я давно знаю Косино, – пишет автор брошюры «Кусково и его окрестности», – много раз бывал в нем и каждый раз уносил с собою невыразимо приятное  воспоминание о нем. Как бы поздно не приехали туда, вы никогда не опоздаете. Народ идет и едет сюда всю ночь, и огни в домах тушат на заре. На рассвете, чуть забрезжит заря, вас будит общая суматоха: на сеннике, в доме, на дворе, на улице, во всем селе. Все поднимается и спешит на Святое озеро; охотник вы до воды или нет. Сотни богомольцев, людей всех званий, состояний, возрастов и пола, шли к Святому озеру, толпились на мосту, у часовни и в купальнях: по дороге множество нищих, хромых, слепых, увечных и т. п., так называемые «лазари», пели свои обычные духовные поэмы и по целому часу держали на весу чашки, куда прохожие бросали деньги. Наконец, я на озере: здесь за шумом и говором нельзя услыхать ни полслова: глазам тяжело смотреть на толкотню народа, и дрожь пробегает по телу, как вспомнишь, что вся эта суетливая масса держится на нескольких тоненьких дощечках, отделяющих ее от 16–ти аршинной глубины озера, в двух шагах от которой стоят помост и часовня. Эта сцена купания повторяется после ранней обедни и после вечерни…».
  • В 1818 г. Д. А. Лухманов начал главное дело своей жизни – возведение двух каменных храмов: во имя Пресвятой Богородицы и святителя Николая.
  • 5
  • Первым был заложен храм во имя Божией Матери – Ее славного Успения. 28 мая 1822 г. косинский приход посетил Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов)*.
  • Его Высокопреосвященство молился за утренним богослужением, совершаемым о. Димитрием Ивановым, а  затем лично осматривал строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. В 1823 г. строительство этого летнего каменного храма было завершено, и 3 июля он был освящен.
  • Свято–Успенский храм, построенный в традиционном для начала XIX в. стиле русского классицизма, имеет форму круга с обширным куполом и увенчан одной главой. В храм ведут трое дверей: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея – гульбище.
  • Внутреннее благолепие храма было необычайно.
  • 5aДля обеих чудотворных икон в иконостасе главного алтаря Свято–Успенского храма были устроены особые возвышенные места – справа для Косинской иконы Божией Матери и слева – для иконы святителя Николая. Наряду с главными косинскими святынями: чудотворными иконами Божией Матери и святителя Николая, особо чтимой была икона Всех Святых, находившаяся в иконостасе придела Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Икона была особо замечательна тем, что в нее был вставлен позолоченный серебряный Животворящий Крест с мощами святых угодников Божиих. Кроме того, частица святых мощей находились в Кресте напрестольном, в особо устроенном ковчеге, хранившемся на Престоле.
  • В 1826 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы молились за божественной литургией Ее Императорское Величество Государыня Императрица Мария Федоровна и Ее Императорское 6Высочество Великая Княгиня Елена Павловна, о чем свидетельствует надпись на мраморной доске, находящейся на западной стене храма. В 1823 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и Коломенского Филарета Д.А. Лухманов приступил к строительству каменной колокольни, взамен бывшей деревянной. Под колокольней предполагалось устроить небольшой теплый храм во имя святителя Николая. Закладка храма была совершена по благословению святителя Филарета 15 декабря 1823 г. местным благочинным священником  села Вешняково о. Михаилом Полянским. За три года храм был построен. 26 октября 1826 г. по благословению святителя Филарета Свято–Никольский храм был освящен архимандритом Спасо–Андрониева монастыря Гермогеном.
  • В 1824 г.  Д.А. Лухманов специально для новой колокольни приобрел новый колокол весом 120 пудов.
  • В 1839 г. храмы были обнесены каменной оградой с железными решетками, с пятью башнями–бойницами и двумя железными воротами.
  • 18 августа 1841 г. Д. А. Лухманов скончался и, согласно его завещанию, был погребен в построенном им храме Успения Пресвятой Богородицы у западных входных дверей, о чем гласит надпись на надгробной плите.
  • 6b
 
Разработка сайта