Главная Начало XХ века
Начало XХ века

Начало XХ века

«Блажен язык, емуже есть Господь Бог его»


  • К началу ХХ  в. Косино благоустроилось и как приход и как богомольное место. Живописно расположенные косинские храмы поражали необычайным благолепием своего внутреннего убранства, прекрасный хор славился далеко за пределами Косино, а колокольный звон отличался от звона колоколов всех других церквей в округе. В приходе было три действующих храма: Свято–Никольский деревянный храм (1673 г.), храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (1823 г.) и Свято–Никольский каменный храм под колокольней (1826 г.). Храмы были обнесены каменным забором с бойницами и двумя железными воротами. В церковной ограде около Святых ворот был построен деревянный дом (1892 г.), где размещались сторожка и церковная лавка. По благословению святителя Филарета «сберечь оный как древность», деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца был обшит тесом, подведен под фундамент.
  • 8
  • Небольшой каменный Свято–Никольский храм был вполне достаточен для местного населения, а обширный храм Успения Пресвятой Богородицы вмещал многочисленных богомольцев в летнее время.
  • 11На Святом озере еще с давних времен была устроена часовня. Слева и справа от нее были купальни. На Святое озеро совершались крестные ходы в день Преполовения Пятидесятницы, в праздник Косинской иконы Божией Матери и в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Дорога, по которой совершался крестный ход, начиналась с живописной тополиной аллеи. Аллея длиной 200–250 метров начиналась вблизи церковной ограды напротив ворот, правее к востоку.
  • 8aВ нее вела высокая арка, увенчанная крестом и надписью «Святое озеро». Заканчивалась аллея такой же аркой, и дальше дорога шла по большому 250–метровому деревянному мосту с перилами над болотистым берегом Святого озера. Великолепная аллея как бы символизировала неразрывную духовную связь, которая соединяла Косинские храмы со Святым озером. Мост, находясь над озером на высоте 2–2,5 метров, переходил в довольно большую открытую деревянную площадку, на которой находилась часовня.
  • Она б9ыла просторная, необыкновенно красивой архитектуры, и напоминала небольшую церковь. В часовне находились два списка с чудотворных икон: Божией Матери «Косинская», святителя Николая и другие иконы. Перед иконами стояли подсвечники, и каждый желающий мог поставить свечу и приложиться к иконам.
  • За часовней на свобод14ной террасе находилась Иордань, где служили молебен, и совершалось освящение воды. После молебна крестный ход возвращался в храм, а богомольцы, особенно приезжие, устремлялись в купальни, которые располагались на этой же террасе с левой и с правой стороны.
  • 13До настоящего времени ни одна из церковных построек уникального комплекса на Святом озере не сохранилась, прекрасная тополиная аллея тоже не дожила до наших дней.
  • По воспоминаниям очевидцев, накануне праздника в честь чудотворной Косинской иконы Божией Матери в Косино стекалось множество богомольцев издалека. Почти при каждом крестьянском доме в саду стояли врытые в землю столы со скамейками, где богомольцы пили чай, приготовленный хозяйкой дома. Ночевали богомольцы также у крестьян, а утром шли в храм.
  • 11aВ праздничные дни служба была необыкновенно торжественная: приезжало духовенство не только из соседних сел, но и из Москвы. Служили в этот день знаменитые протодиаконы Михаил Кузьмич Холмогоров и Максим Доримедонтович Михайлов. После торжественной службы совершался многолюдный крестный ход на Святое озеро.
  • В один из таких праздников, в 1920 г., Косино почтил своим посещением Святитель Тихон, Патриарх 14aМосковский и всея Руси. Известно, что совершать богослужения он любил и охотно принимал приглашения служить в приходских церквах, однако, к селу Косино Его Святейшество благоволил особо и впоследствии не раз посещал его не только в праздники, но и просто, в небогослужебное время. Святитель выезжал в открытой коляске. Перед ним ехал иподиакон в стихаре с высоким крестом в руках. На всем пути Его Святейшества от Москвы до Косино народ благоговейно останавливался и снимал шапки. Нельзя передать словами волнения людей при виде экипажа, в котором ехал Патриарх. Все устремлялись к нему, становились на колени. Святитель, стоя в коляске, благословлял всех. В церковном служении святитель Тихон соблюдал величавую простоту, и божественная литургия проходила с большим религиозным подъемом.
  • 3 июля, в день Косинской иконы Божией Матери, празднуется память мученика Аристоклия, пострадавшего за Христа около 306 г.
  • В начале ХХ в. на праздник Косинской иконы Божией Матери, в день своего Ангела, в Косино приезжал иеросхимонах Аристоклий, афонский старец, ныне прославленный в лике святых.
  • Иеромонах Аристоклий прибыл в Москву на послушание в 1887 г., и был строителем афонского подворья на Большой Полянке. Трехэтажное здание сохранилось до настоящего времени. В нем заботами старца была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».  Сохранилась келия отца Аристоклия, в которой он принимал многочисленных посетителей.  Это был опытный старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Его евангельская жертвенная любовь притягивала души самых закоснелых грешников; от него исходила благодать, умиротворяющая дух всякого потерявшего было смысл жизни человека. В день он принимал не одну сотню людей. И после первой же встречи и беседы с духоносным старцем богомольцы уже не теряли связи с ним. За жертвенную любовь к ближним, за святость жизни Господь даровал преподобному Аристоклию великую силу чудотворения.
  • Преподобный Аристоклий блаженно скончался 24 августа/6 сентября 1918 г. в своей келии на Полянке.
  • В 2001 г. преподобный Аристоклий прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых.
  • 15
  • Святые мощи преподобного в настоящее время находятся на Афонском подворье в Москве. Сохранилась икона из кельи преподобного, на иконе изображена Пресвятая Дева (Коссинская) и коленопреклоненный мученик Аристоклий.
 
Разработка сайта