Главная Разорение святых храмов
Разорение святых храмов

Разорение святых храмов

«Вскую лице Твое отвращаеши; забываеши нищету нашу и скорбь нашу» (Пс. 43, ст. 26)

  • В конце 1939 г. с куполов Косинских храмов были сброшены кресты. На месте крестов пытались установить красный флаг, однако, это не удалось. Участвовали в этом активисты–безбожники Василий Хорошилов и Федор Иконников. Через некоторое время одному из них оторвало голову. Он ехал в открытой машине, а через дорогу была натянута проволока… В разруху такое случалось… А другого через несколько лет косинцы видели в электричке: просил подаяния ради Христа…
  • К 1940 г. последовало запрещение богослужений. За год до наступления Великой Отечественной войны храмы были закрыты, церковные ценности конфискованы. На это время приходится изъятие из храма чудотворной Косинской иконы Божией Матери и бесследное исчезновение древнейшей косинской святыни, пребывавшей в приходе с незапамятных времен, чудотворного образа свт. Николая. В храмах оставалось еще много утвари, но с течением времени она была или разворована, или уничтожена. Иконы срывали со стен и жгли тут же, возле храмов, на берегу Белого озера. С колокольни сбрасывали колокола и разбивали, чудом сохранились два небольших колокола.
  • Во время Великой Отечественной войны Косинские храмы использовались под производственные помещения: в Свято–Никольском каменном храме закрасили настенные росписи в темно–зеленый цвет и разместили мастерскую по изготовлению керосиновых ламп; Свято–Успенский храм был приспособлен под склад продукции этой мастерской, а в древний деревянный храм установили металлическую печь и поселили сторожей. В подвале каменного Свято–Никольского храма было устроено бомбоубежище.
  • За время войны богохранимые Косинские храмы не претерпели никакого разрушения: ни одна бомба, ни один снаряд не попали на эту веками намоленную землю.
  • Однако, после войны, в 1947 г., в одну из зимних ночей загорелся древний деревянный храм во имя Святителя Николая. Зима была такая снежная, что пожарные не смогли въехать в ограду. Полыхающий  храм тушили снегом, крышу раскидали, а стены тлели до утра. До конца он не сгорел, так как сделан был из толстого выдержанного дуба. Впоследствии бревна растащили, и только оставшийся фундамент напоминал о том, что здесь находился памятник церковной истории, храм XVII в. во имя святителя и Чудотворца Николая, построенный в царствование царя Алексея Михайловича,  при патриархе Иоакиме.
  • Прошло три года, и в 1950 г. косинские храмы были переданы под краеведческий музей. В Свято–Успенском храме началась «реставрация», что на самом деле было продолжением его разорения и поругания. «Реставраторы» думали, что в стенах храма спрятаны ценности, стали ломать стены и вскрывать чугунные плиты на полу. Был уничтожен иконостас и украдены уцелевшие иконы. Добрались до могилы храмоздателя Д.А. Лухманова, кощунствовали. Не обнаружив клада внутри храма, стали ломать храм снаружи, в результате чего была полностью разрушена крытая каменная галерея (гульбище). Затем неожиданно работы были прекращены, а устройство музея перенесли в Ново–Иерусалимский монастырь. В 1951 г. храмы были переданы под склад двум московским областным театрам. В Свято–Успенском храме хранился реквизит Областного театра Драмы, а в Свято–Никольском – Областного театра имени Островского. Теперь возле храмов стояли грузовые машины, которые то привозили, то отвозили бутафорию, на церковном кладбище сушили театральные костюмы, возле алтаря Свято–Никольского храма стояла будка со сторожевой собакой.
  • В 1957 г. Косинская трикотажная фабрика начала строительство нового корпуса, что нанесло очередной ущерб приходским строениям: была снесена часть каменной ограды и две угловые башни–бойницы с южной стороны Свято–Успенского храма. Под строительство фабричного корпуса отошла часть церковной территории, где было кладбище. В это же время подверглись разрушению и две угловые башни-бойницы с северной стороны; с церковного кладбища разворовывались дорогие надгробные памятники.
  • В храмах давно протекали крыши. Шли дожди, и вода, проникая в храмы, смывала росписи. Наконец, в 1974 г. крыши починили, но к этому времени в Свято–Никольском храме настенные росписи полностью погибли.  В Свято–Успенском храме росписи сохранились, но в нем уже ничего не осталось, кроме сломанного центрального паникадила.
  • С болью в сердце смотрели местные жители на разоренные и поруганные косинские святыни. Старожилы рассказывали, как выглядели храмы в 70-х годах ХХ столетия: «В храмах – ни иконостасов, ни икон, ни росписей. Вместо них – побитые, обшарпанные, закоптелые стены. В Свято–Успенском на хоры не войдешь, лестница на них разрушена, посередине храма центральное паникадило все в ржавых клочьях. В стенах зияют дыры, висят обрывки проводов». В церковной ограде от пяти угловых башен–бойниц уцелела лишь  одна,  были выломаны железные решетки: их вывезли для школьного забора. Довольно обширный ранее церковный двор с величественными березами и липами теперь пребывал в совершенном запустении.
  • Боголюбивый читатель, представляя себе столь горестную картину разорения благолепного некогда дома Господня, невольно вернется в памяти к тому периоду, когда после нашествия французов в 1812 г. Косинский приход и само село были осквернены и разграблены так, что стоял вопрос об упразднении прихода. Тогда Господь по заступлению Своей Пречистой Матери и молитвами святителя Николая не попустил совершиться сему, избрав для возрождения Косино приснопамятного храмоздателя Д.А. Лухманова.
  • И сейчас Матерь Божия, храня Свой удел не допустила окончательного разрушения и уничтожения святых храмов.

 

 
Разработка сайта